Чем ближе 1 февраля — крайний срок выбора предметов для ЕГЭ-2025, тем больше вопросов возникает…
Экзаменационная система в России прошла долгий путь трансформаций, начиная с первых выпускных экзаменов в 1837 году и заканчивая современным Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В этой статье мы рассмотрим, как изменялись правила, требования и формат выпускных и вступительных экзаменов на протяжении веков.
Введение экзаменов в Российской империи: первые шаги
Первые выпускные экзамены в гимназиях Российской империи появились в 1837 году. Они были введены в связи с увеличившимся потоком абитуриентов, с которым вузы не могли справиться. Министерство народного просвещения разработало «Правила испытания для желающих поступить в университеты», а экзамены проводились комиссией по пятибалльной системе.
В этой системе отметки «единица» и «двойка» имели особое значение. Например, оценка «кол» ставилась ученику, который плохо знал предмет, давал сбивчивые и запутанные ответы.
Развитие экзаменационной системы в XIX веке
В 1840 году шесть университетов Российской империи начали проводить экзамены по следующим предметам:
- Закон Божий, церковная история;
- Русская грамматика, логика;
- Латинский, греческий, немецкий и французский языки;
- Математика;
- Физика;
- География и статистика;
- История.
С развитием системы образования к 1872 году было введено множество изменений. Экзамены стали платными, а их цель заключалась в проверке умственного развития абитуриентов. Теперь выпускники сдавали как устные, так и письменные экзамены по основным предметам: Закону Божьему, русскому языку, греческому и латинскому языкам, математике и истории.
Организация экзаменов и проблемы оценивания
Экзамены проходили по строгим правилам. Например, письменные испытания начинались одновременно во всех гимназиях округа. Ученикам предоставлялись логарифмические таблицы, бумага и письменные принадлежности. Любое списывание каралось строго — пересдача допускалась только через год, а за повторное нарушение выпускник лишался права на поступление в вузы.
Одной из главных проблем той системы была субъективность оценок. Экзаменаторы основывались на собственных впечатлениях, что приводило к некорректным оценкам знаний. Многие ученики испытывали сильное беспокойство, что также влияло на качество их ответов.
Выпускные экзамены в Советской России
После Октябрьской революции 1917 года и создания Советского Союза система образования претерпела значительные изменения. Согласно положению 1918 года, были отменены все прежние экзамены. В 1944 году вступительные испытания были возобновлены. Экзамены снова стали частью процесса поступления в вузы, но с некоторыми изменениями.
Школьники сдавали обязательные экзамены по русскому языку, литературе, математике, истории, физике, химии и иностранному языку. Состав экзаменационных комиссий напоминал дореволюционные времена, но правила проведения экзаменов значительно изменились. В некоторых случаях учителя могли помогать ученикам или корректировать их работы, что приводило к искажению оценок.
Экзамены в постсоветской России
После распада Советского Союза в 1991 году российская система экзаменов также подверглась реформам. В 1992 году был введён новый порядок сдачи выпускных экзаменов. Выпускники 9-х классов сдавали четыре обязательных предмета, включая русский язык и математику, а учащиеся 11-х классов писали выпускные работы по русскому и алгебре, а также сдавали экзамены по выбранным предметам.
Значительные изменения в системе экзаменов произошли после перестройки. Вузы начали вводить собственные вступительные испытания, что создавало дополнительные сложности для школьников. Многие семьи тратили значительные средства на подготовку к экзаменам, обращаясь к репетиторам или проходя курсы при вузах.
Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
В 2009 году в России был введён Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который стал обязательным для всех выпускников. Это позволило упростить процесс поступления в вузы и снизить уровень коррупции. ЕГЭ объединяет выпускные и вступительные экзамены, и его результаты можно отправлять в несколько вузов одновременно.
С течением времени процедура и содержание ЕГЭ неоднократно пересматривались. На сегодняшний день ЕГЭ включает обязательные предметы — русский язык и математику — а также несколько дисциплин на выбор, таких как литература, физика, химия, биология, история и другие.
Преимущества и недостатки ЕГЭ
Введение ЕГЭ позволило уравнять шансы выпускников из разных регионов на поступление в вузы, особенно в ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря этому увеличилось число иногородних студентов в столичных вузах.
Однако система ЕГЭ также имеет свои недостатки. Учителя отмечают, что из-за фокусировки на письменных тестах школьники уделяют меньше внимания развитию навыков устной речи. Также задания ЕГЭ не охватывают весь школьный курс, что приводит к тому, что ученики тренируются решать конкретные тесты, а не изучают предметы в полном объёме.