Некоторые люди волнуются, считая дни до наступления Нового года, в то время как другие обратным…
Какие типы основных ошибок можно выделить?
- Фактические (искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения).
- Грамматические (ошибки в словообразовании, морфологии, синтаксисе).
- Речевые (целый спектр ошибок, связанных с нарушением норм употребления и сочетания слова).
Фактические ошибки
- Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий). Не стоит приписывать авторство «Капитанской дочки» Достоевскому или утверждать, что книгу «Тарас Бульба» написал Николай Викторович Гоголь.
- Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев). Например, часто выпускники называют Григория Печорина из романа «Герой нашего времени» Георгием.
- Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения. Например, вы напишете в сочинении, что Базаров никогда не любил. Это будет неверная интерпретация событий. Стоит только вспомнить его отношение к Анне Одинцовой и его чувства. Лучше упоминать те фрагменты, в которых вы точно уверены!
Вывод: чтобы не допустить фактических ошибок, важно хорошо знать литературные произведения, приводить только достоверные факты в работе.
Грамматические ошибки
- Ошибочное образование форм разных частей речи. Например, неверное употребление формы числительных: «о пятисот» вместо «о пятистах».
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (Все, кто сдаЮт ЕГЭ, сейчас готовятся к итоговому сочинению (правильно: Все, кто сдает…)).
- Смешение прямой и косвенной речи. Пример: Света сказала, что «купите хлеб». Правильно: Света сказала, чтобы мы купили хлеб.
Вывод: чтобы не попасть впросак, перечитывайте работу перед сдачей. Как правило, вдумчивая проверка позволяет увидеть и исправить весьма большое количество досадных ошибок.
Речевые ошибки
- Употребление слова в несвойственном ему значении. Например, Россия одержала поражение в этой войне. «Одержала поражение» — это лексическая несочетаемость. Можно одержать победу, но потерпеть поражение.
- Неразличение синонимичных слов и паронимов. Пример: Он купил абонент в спортивный зал. Правильно: абонемент в спортивный зал. Абонент — пользователь. Абонемент — билет, документ.
- Употребление слов иной стилистической окраски. Например, смешение публицистической лексики с непублицистической («возвести парк аттракционов» вместо «построить парк аттракционов».
- Употребление однокоренных слов близко друг к другу (тавтология). Пример: Он сделал все дела и лег спать. Сделал дела — тавтология.
Вывод: этот тип ошибок наиболее коварен. Зачастую человек может не подозревать, что тот или иной оборот является неверным, а иногда — недопустимым. Именно поэтому старайтесь не рисковать и заменять сомнительные словосочетания.
Каждый день приближает к итоговому сочинению. Чуть больше месяца остаётся до «боевого крещения» всех одиннадцатиклассников. У вас обязательно все получится!